ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ
Дорогие родители!
Прогулки на природе с давних времен считаются одним из самых увлекательных средств эколого-эстетического воспитания детей в семье и в детском саду. Давайте поговорим о том, как можно организовать весенние прогулки и какими событиями их наполнить, чтобы помочь детям раскрыть ценности «Природа» и «Красота».
ВЕСЕННИЕ РУЧЕЙКИ
Организуйте прогулку к реке. Понаблюдайте вместе с ребенком, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройдите по течению.
Прислушайтесь к журчанию воды. Предложите ребенку создать свой флот: сконструировать различные модели корабликов из бумаги, природного материала, бытовых упаковок. Проведите игры в морской бой, в заморское путешествие. Предложите поискать и набрать камешки, веточки, палочки. Все эти предметы можно запускать в плавание, дополнив шишками, бумажками, каждый раз отмечая: тонут или плывут, плывут или застревают. В процессе игр знакомьтесь со свойствами воды (теплая, холодная, прозрачная или мутная, бежит быстро или медленно). Запускайте лодочки и кораблики в плавание и наблюдайте, в какую сторону они плывут. Обратите внимание на то, что предметы в воде плывут по течению, при ветре они двигаются быстрее.
МИР РАСТЕНИЙ
На прогулках в разные периоды весны открывайте вместе с ребенком разнообразие растительного мира. Обратите внимание на то, что ветки белоствольной березки опушены молодыми клейкими листочками и увешаны продолговатыми сережками. Черемуха одевается зеленью раньше других деревьев. Среди листьев у нее спрятаны маленькие бутоны. Скоро черемуха оденется белыми пушистыми цветами — словно кокошник белый надвинет на свои зеленые кудри.
Непродолжительный возврат холодов весной обычно приходится на срок цветения черемухи, за что эти холода и называют «черемухиными». «Когда цветет черемуха — всегда живет холод» — гласит старинная народная примета. Почти одновременно с черемухой зеленые огоньки первых листочков вспыхивают на рябине, сирени, тополе.
Какое пряное, молодящее дыхание доносится с вышины!
Чистой сквозной зеленью покрывается лиственница — единственная из хвойных, сбрасывающая
на зиму иголки. А вот на ветках осины серые, похожие на червячков сережки. Это цветы. Листья появятся потом, когда цветы созреют и рассеют с помощью ветра свою пыльцу.
ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ
На прогулках в лес или реки найдите вместе с детьми первые цветы. Полюбуйтесь. Вдохните нежный аромат. Рассмотрите части растения: стебель, листья, цветок. Обратите внимание на чешуйки на стебле, которые потом разовьются в листья. Предложите сравнить два каких-либо растения по окраске, форме цветка и листьев, по величине, поверхности листа на ощупь, по запаху. Побеседуйте о том, что растения — живые, поэтому к ним нужно относится очень бережно.
Помогите осознать, что самый лучший цветок — это тот, который стоит там, где он «родился» — на обочине дороги, лугу, возле студеного ручья и пр., и, чтобы полюбоваться красотой растения, необязательно срывать его. Зато можно сфотографировать и нарисовать.
Помогите ребенку открывать красоту природы. Цветы следует беречь и охранять, так как многие из них встречаются редко и в небольшом количестве.
МИР ПТИЦ
Понаблюдайте с ребенком за птицами и побеседуйте о весенних заботах пернатых. При этом
ребенок установит связь между весенними изменениями в природе и прилетом птиц (тает снег, обнажается земля, оживают насекомые, которыми птицы питаются). Обсудите с ребенком, почему к пернатым и их гнездам нужно относиться очень бережно. Поговорите о внешнем виде птиц, об их покровительственной окраске, о формах гнезд и т. д.
ТРУД ЛЮДЕЙ В ПРИРОДЕ
Понаблюдайте с ребенком за трудом взрослых на участке (обрезка деревьев, побелка стволов, вскопка приствольных кругов). Объясните, что обрезают сухие ветки и те, которые растут густо, заслоняют друг друга. Можно собрать обрезанные ветки тополя, поставить в воду, а когда прорастут корни, посадить в «уголок леса» на участке.
Ребенок может помочь взрослым собрать мусор с огорода, цветника, отвезти на маленьких тачках сухие ветки, прутья, камни в определенное место, разбить маленькими лопатками комья земли, протоптать междугрядия, утоптать дорожки вокруг клумб.
Поиграйте в игру «Кому что нужно для работы» — ребенок назовет, какие предметы помогают
людям разных профессий.
В игре «Кто больше назовет действий» ребенок перечислит действия огородника, садовника.
Вспомните стихи и песни о весне, поговорки и пословицы о весенних заботах людей.